8 (812) 925-66-77
Санкт-Петербург
ул. Руставели д.3
Время работы
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Без обеда

Лещадность щебня СПб

В этой статье поговорим о щебне, о его свойствах, областях применения и о требованиях, предъявляемых к нему государственными стандартами и практикой.

Щебень для возведения автодорог в СПб ЛО

Из щебня делают различные транспортные артерии, и от его качества во многом зависит качество самой дороги. Когда щебень кладут в наружный слой покрытия, соприкасающимся с движущимися шинами, то имеет значение взаимодействие щебня с шинами и механическая прочность щебеночного камня. От этого зависит долговечность дороги. Шоссе, построенные из некачественного или грязного щебня, быстро разрушаются.
Щебеночный камень для автодорог делиться на три категории:

  • камень для строительств основания дорожной одежды. Подходит любой щебень, но обычно используют осадочный скальный или рыхлый горный щебень. Фракции подразделяются на группы: 0 - 40 мм, 0 - 70, 5 - 20, 20 - 40, 40 - 70 миллиметров;
  • камень самого глубокого слоя покрытия. Это метаморфическая и изверженная горная порода с величиной кусков 5 - 20 и 20 - 40 миллиметров;
  • камень поверхностного слоя автодорожного покрытия (асфальтобетонного покрытия типа А). Применяется изверженная частично метаморфическая порода с величиной от 5 до 20 миллиметров и лещадностью около 15 процентов. Этот щебень должен соответствовать 1-й гр. по ГОСТ 8267-93 и называется кубовидным.



Что такое лещадность

Лещадностью называют относительную величину зерен игловатой и пластинчатой формы в общем объёме щебня. Например, если в данной партии таких зерен 140 килограмм на тонну, то говорят, что лещадность составляет 14 процентов.

Щебень, из которого делают промышленный бетон

Будучи самой важной составной частью, щебень повышает модуль деформации и прочность свойства бетона, формирует особую мощную структуру, снижает усадку, возрастает срок службы, уменьшает объем используемого цемента. Песок, будучи малоразмерной компонентой, отвечает за другие свойства готовой строительной смеси: на вязкость и на плотность, на сопротивление сдвигу. Геометрия щебеночного камня сильно влияет на возможность укладки бетона. Щебень с повышенной лещадностью имеет более высокую пустотность, чем с камешками в форме куба.
Научными экспериментами установлено, что удельный вес щебня с лещадностью меньше 15 процентов ниже, чем у щебня с кубовидными камешками. Удельный вес щебня, который целиком состоит из зерен игольчатой и пластинчатой геометрии, на девять или десять процентов менее, чем у щебня с квадратными зернами. Никакого воздействия на прочность это, правда, не оказывает, зато может привести к приличному увеличению объема используемого цемента.
Из-за этого процент лещадности подлежит обязательному контролю.
В щебне для автодорожного бетона можно применять зерна с лещадностью 25 процентов, в щебне для асфальтобетона до 15 процентов, в щебеночном камне для основания трассы до 25 процентов.
Форма зерна считается игольной, если соотношение набольшего и наименьшего из размеров более трех. Интересно, что такая характеристика не может в полной мере охарактеризовать свойства щебня. Поэтому в разных странах придумывают свои оригинальные методики оценки качества зерен. Например, есть методика, согласно которой щебень подразделяют по отношению средних диаметров наиболее крупных зерен и самых маленьких. По нормативным актам Бельгии щебень подразделяется на три сорта:

  • стандартный;
  • недодробленный;
  • передробленный формы куба.

К щебню стандартной формы почти не предъявляют особых условий насчет геометрии зерна, так как он идет для неответственных построек, зато к щебню более высоких категорий предъявляют жёсткие требования.
Нормативными актами запрещается использовать щебень с повышенной лещадностью для ответственного бетона. Щебень с повышенным процентным включением зерен игольчатой и пластинчатой формы ведет к перерасходу цемента, снижает морозостойкость. Бетон, в котором много щебня с повышенной лещадностью, плохо утрамбовывается, хуже уплотняется, в бетоне появляются пустоты. Все это ведет к перерасходу цемента, который, как известно, довольно дорог.
Российские исследователи доказали, что при применении в бетоне щебня с повышенной лещадностью (от пятидесяти до ста процентов) снижается прочность бетона и его объемный вес (плотность), смесь недоуплотняется.
Отрицательное влияние частиц пластинообразной формы вызвано тем, что они укладываются как кусочки черепицы, друг на друга. При этом соседние куски практически не скользят друг по другу, а это значит, что требуется более высокая мощность уплотняющей техники.

Применение щебня для подсыпки железнодорожного пути

Балласт железнодорожной насыпи увеличивает прочность железнодорожного полотна, повышает ее стабильность во всех направлениях под действием сильных вибраций. Тип упрочнения балласта практически полностью связан с изначальной пустотностью щебня. Наибольшая пустотность щебеночного каркаса составляет 0.33 - 0.34, а первоначальная может достигать 0.45 - 0.50, что вызывается преимущественно зернами с повышенной лещадностью. Зерна в виде игл и пластинок под высоким давлением дробятся, а это ведет к неравномерной усадке балласта.
По действующим ГОСТам, для балластного щебня выпускают две размерных разновидности: 25 - 60 и 5 - 25 миллиметров. Число зерен размером больше верхней границы и ниже нижней в общем объёме щебня не должно быть выше пяти процентов. Требования к качеству щебня серьезно повысились из-за возрастания скорости движения железнодорожных составов. Сейчас применяют щебень с лещадностью не более восемнадцати процентов.
Тем самым обеспечивается возможно более частое присутствие щебня с зернами кубической формы. Иностранные стандарты нормируют лещадность в интервале от 15 до 20 процентов, поэтому у нас в России еще не самые мягкие требования.

Выводы

Срок службы автомобильных дорог, построенных из щебня кубической формы, в два — два с половиной раза выше, чем дороги, построенные с добавлением щебня с повышенной лещадностью.
Щебеночный камень в форме куба дает стабильную трехмерную структуру дорожной насыпи, расходуется намного меньше битума и цемента. Под действием давления зерна пластинчатой и игольчатой формы часто ломаются, что ведет к просадке дорожного полотна, появлению провалов, ям и пустот.
Прочность бетона, изготовленного с добавлением кубовидных зерен, на 5 - 10 процентов выше бетона, в котором есть щебень с повышенной лещадностью. Объем расходуемого цемента уменьшается на величину от семи до двенадцати процентов, а водопотребность бетонной смеси уменьшается на величину от 3 до 5 процентов.
Использование типовых конусных и шнековых дробилок не позволяет получить зерна идеальной формы. Для снижения лещадности щебня лучше взять ударно-центробежные дробилки. Хорошо себя зарекомендовали также конусно — инерционные дробилки, дающие отличный щебень кубический формы за относительно небольшое количество технологических операций.
Постановлениями правительства России предусмотрено значительное ускорение темпов строительства жилья, промышленных предприятий, а также автомобильных и железных дорог. При этом горная отрасль сильно отстает по уровню оснащения от западных стран. Практически все оборудование по производству щебня устаревшее морально и физически, потребляет много электроэнергии, дает готовую продукцию низкого качества. В западных странах осуществляется полный цикл переработки горных порол, выпускают строительные материалы высокого качества. В Росси пока с этим дела обстоят не очень хорошо, строители часто жалуются на плохое качество щебня.
Речь не идет только о лещадности: российский щебень часто бывает не отсортированным по фракциям и загрязнен органикой, например, остатками древесины, почвы, пластиком. Поэтому в ближайшее время придется задуматься о техническом перевооружении предприятий горной промышленности, на многих из них основные фонды не обновлялись десятки лет. Одним из перспективных направлений является создание полного цикла переработки горных пород прямо на месте по принципу одна продукция — одна машина. Предстоит оснастить предприятия горной индустрии новой экономичной техникой.
Наконец, развивать предприятия горной промышленности требуют и задачи экологии. Экологов давно беспокоят промышленные отходы, которые почти не используются, но захламляют территории и губят окружающую природу. Поэтому встает задачи как можно более полного использования сырья, добываемого в горной индустрии.

16 Сентября 2019

   Все новости

Нужен прайс-лист на все товары?
Оставьте заявку и мы вышлем вам прайс-лист с актуальными ценами!